Мария Саркисянц, реконструкция перформанса «Приближение к будущему» (США, 1971)
Художница Мария Саркисянц реконструирует перформанс американского концептуалиста Денниса Оппенгейма, который в 1960-1970 годы исследовал границы телесности, физических и психологических состояний. «Приближение к будущему» — попытка осмыслить тело и вечную борьбу с ним. В перформансе участвуют Мария Саркисянц и ее дочь Серафима Берлянд. Художница рисует маркером линии на спине дочери, которая синхронно переносит этот рисунок на поверхность стены, ориентируясь исключительно на свои ощущения. Входя в соприкосновение с поверхностью спины дочери, художница словно входит в контакт с собой в прошлом, а дочь, рисуя на спине матери, — заглядывает в собственное будущее. «Это перформанс — о стоянии рядом и невозможности видеть человека, а только ощущать. — рассказывает Саркисянц. — О белом листе, который постепенно заполняется лабиринтом линий. О том, как исчезает ощущение времени, когда полностью погружаешься в лес линий и пытаешься понять, куда же движется рука на моей спине».